Главная Самооценка Развитие самооценки

Развитие самооценки

{jcomments on}Развитие разных аспектов самооценки происходит в разное время. В каждый период жизни человека общество или его собственное физическое развитие диктует ему наиболее важный на данный момент фактор, определённые факторы восприятия себя должны формироваться в наиболее благоприятный период.

 

Наиболее важным периодом для развития самооценки является раннее детство. Именно в это время ребёнок получает фундаментальные знания и представления о себе, мире, окружающих людях. Многое зависит от родителей, от грамотности их поведения, от степени принятия ими своего ребёнка. Семья является первым социумом для человека, процесс усвоения норм поведения и морали, принятых в конкретном обществе называется социализацией. Ребёнок сравнивает себя со взрослым, подражает, хочет быть таким же. На этом этапе очень важно заслужить одобрение взрослого. Самооценка, предложенная родителями, будет усвоена ребёнком безоговорочно.

В дошкольном детстве родители стремятся привить ребёнку элементарные правила поведения в обществе: вежливость, опрятность, контактность, скромность. Здесь никак не обойтись без стереотипов, например, полоролевого поведения. Маленькой девочке с детства внушается, что она должна быть аккуратной и послушной. Мальчику – что мужчины должен скрывать эмоции и проявлять своеволие. Именно по этим качествам ребёнок впоследствии и оценивается. Положительно или отрицательно – зависит от мудрости родителей.

В младшем школьном возрасте приоритеты немного сменяются. Теперь на первый план выходит школьная успеваемость и прилежность, а также освоение норм поведения в классе. К семье теперь прибавляется ещё один общественный институт – школа. Ребёнок сравнивает себя с ровесниками, хочет быть как все или лучше, тянется за идеалом, кумиром. Здесь на ребёнка, который ещё сам не в состоянии сделать выводы, часто навешиваются ярлыки. Непоседу, которому сложно вести себя спокойно, назовут хулиганом. Плохо усваивающего школьную программу – лентяем. Следует заметить, что в этом возрасте человек ещё не способен критически оценить чужое мнение, поэтому мнение авторитетного взрослого скорее всего примется на веру, его ребёнок и включит в свою самооценку.

К началу переходного возраста первенство переходит к природному развитию, подросток становится более самостоятельным, меняется физически и психически, борется за свое место под солнцем. Теперь его главные критики – сверстники. В этот период формируется самооценка внешности и социальной успешности. Причём подростки учатся оценивать сначала других и только по прошествии некоторого времени – себя. Отсюда и всем известная жестокость подростков, возникающая в период жёсткой конкуренции за место под солнцем, когда человек уже может осудить другого, но ещё не в состоянии оценить самого себя.

Наконец, к 14-15 годам человек приходит к способности самостоятельно формировать самооценку. Подросток стремится осознать себя, сформировать самооценку, достичь самоуважения. В этот период важна принадлежность к группе себе подобных. Референтная группа – так называется общность людей со сходными интересами, ценностями, мнениями, в данном случае это группа, в которой подросток почувствует себя своим, принятым в коллектив. Как уже отмечалось, человек стремится быть хорошим, хотя бы в своих глазах. Поэтому не принятый в школьном коллективе, непонятый в семье, подросток пойдёт искать друзей себе по вкусу, часто попадая при этом в «дурную компанию».

После школьных лет человек попадает в новое социальное окружение – ВУЗ или другое учебное заведение, в рабочий коллектив, можно сказать, взрослеет. Важно то, с чем человек подойдёт к черте взросления, какие штампы, оценки и стереотипы уже успели навесить на него окружающие и как он сам с этим справится. К этому моменту очень часто сформирована одна из самых главных установок: как себя воспринимать, плохим ли хорошим.

Установка – готовность действовать определенным образом. Установка – то, что предшествует любой деятельности, поведению, даже просто мысли. Например, есть человек, который нам не нравится, и относительно него формируется установка: все, что он делает рассматривать с позиции антипатии. А что получится, если человеку не нравится он сам?

 Человек с установкой «Я плохой», любую свою победу или качество будет трактовать с невыгодной для себя позиции. Добился чего-то – значит, повезло. Достиг финансового благополучия – как не стыдно иметь больше, чем у других. Хорошая фигура – надо ее спрятать под неудачной одеждой. Попросту говоря, он не замечает свои положительные качества, он попросту неспособен их воспринимать. Такая неадекватная или заниженная самооценка мешает адаптации в обществе – ведь окружающие будут оценивать человека не только по его делам, но и по поведению. А какое впечатление производит постоянно оправдывающийся, неуверенный в себе человек? Заниженная самооценка снижает стрессоустойчивость – к любой сложной ситуации прибавляется ещё и самобичевание.

Человек с установкой «Я хороший» будет иметь стабильно высокую самооценку. Свою неудачу он воспримет как тактическое отступление. В случаях угрозы самооценки сработают защитные механизмы психики, которые помогут справиться с проблемой.

Практика показывает, что большинство людей успешно справляются с задачей оценивания себя. Для большинства характерна адекватная, слегка завышенная самооценка, которая является нормой. Здоровая психика стремится залечивать раны и развиваться.

 

Обновлено (26.11.2013 00:03)

 
Одним абзацем

alt

Что нужно сделать, чтобы забыть первую любовь? Встретиться с ней (с ним) снова!

Это правило срабатывает, если после вашей последней встречи прошло солидное количество лет. Почему так происходит? Здоровая человеческая психика, так же, как и здоровое тело, заживляет раны. Образ со временем идеализируется, все плохое забывается, а все хорошее видится в розовом свете.

А снова вы встречаетесь с реальным человеком, со всеми его достоинствами и недостатками. Он вовсе не похож на тот радужный образ, что живет в памяти. Прошлый образ замещается настоящим и влюбленность рассеивается от разочарования.

NewsLi - новости